БОГОРОДСКИЙ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ

Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования

 
 
 
 
 
 
 
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Адрес: 141342, Московская область, Сергиево - Посадский район,
поселок Богородское, БХПТ
Телефоны: 8 (496) 54- 53 - 400,
8(496) 54-53-538 доб. 279
из Сергиева Посада 54 - 53- 400,
54-53-538 доб. 279
Email: bogorodskoe-hpy@narod.ru
Проезд из Москвы: с Ярославского вокзала электричкой до Сергиева Посада, далее автобус или маршрутное такси №49 до конечной остановки
 
 
 
  
 
 
 
 
 
БХПТ нам не чужое!

Хочется от всей души поблагодарить администрацию Богородского за чуткое и внимательное отношение к событиям, которые происходят в нашем техникуме, коллективу и студентам.
Не так давно в стенах Богородского художественно-промышленного техникума проходил КВН на тему: "Вхожу, ваятель, в твою мастерскую..." Он был посвящён мастерам русской скульптуры, их роли в мировой художественной культуре.

"Скульптура - это молчаливая и скрытая муза",- писал Роден. Эта мысль витала в техникуме в течение всего месяца подготовки к деловой игре.
Особенно неповторимыми и запоминающимися оказались творческие домашние задания на тему: "Любовь и творчество". Поэтому было крайне сложно выделить команду-победителя. И тут необычайно кстати оказался подарок-приз администрации поселения, который позволил двум командам разделить первое место (так как у нас был только один приз).
И приз этот для нас и наших студентов как нельзя кстати. Это книга "Академизм в русской живописи", которая даёт уникальную возможность проследить все этапы русской классической школы академической живописи. Спасибо!
Студенты и преподаватели БХПТ

 
.
 
Рукопожатие мастера

Рассказывает Сергей Иванович Балаев, 1967 г.р.:
Мой дед Федор Сергеевич Балаев был резчиком и входил в состав мастеров, которые в царское время организовали артель и добились открытия профтехшколы в Богородском. Отец тоже был резчиком, мастером с большой буквы, часто выставлялся в Москве и в области. Его братья, Алексей и Виктор, тоже резчики, однако Виктор впоследствии постригся в монахи и служит в Сергиевом Посаде.
Я закончил профтехшколу в 1985 году резчиком 5 разряда. Потом два года служил в армии. После армии вернулся в

Богородское на фабрику, работал мастером в ПТШ, а затем 4 года в кооперативе, который организовал Василий Сергеевич Сидоров. Затем ушел на "вольные хлеба", так как заработка на проживание не хватало. Семья большая, два сына, оба резчики, дочь работает швеей. Младший сын тоже пошел по моим стопам - поступил в Богородское училище. Раньше мы содержали скотину, коз, кур, свиней, кролей. Но теперь корма дорогие, дешевле продукты покупать на рынке. Огород большой - 30 соток. Решил построить второй дом для старшего сына. Сейчас мы работаем на заказы, но не регулярно получается. Прежде государство было заинтересовано в развитии народного творчества. А теперь мы никому не нужны, наши проблемы никого не волнуют. Мастеров настоящих все меньше остается. Это же совсем другая категория людей. Сейчас если научились немного резать, так уже считают себя мастером. Возможно, наступит еще время, правительство

возьмется за ум. Суть в том, что народные промыслы это олицетворение народа. Похоже, люди вообще не нужны России. Вот Сталина все ругают, но ведь в самые тяжелые дни войны со Сталинградского фронта вернул мастеров-резчиков в Богородское восстановить и поддержать промысел….
В это время в мастерскую заходит младший сын Александр, показывает отцу небольшое изделие и просит совета. Со мной приветливо здоровается, крепко жмет руку. Чувствуется рука резчика. Кстати, резчиков можно определить по рукопожатию. Они с самого детства приучены крепко держать ножи и стамески в руках. Даже у древних старух-резчиков очень крепкие руки. Мне не раз приходилось испытывать на себе крепость пожатия рук бабушек-резчиц.
В мастерской классический порядок: все инструменты укреплены на стенке шкафа по размерам и принадлежности. Очень аккуратно. Тут даже пильные цепи от электропил, разные наждачные круги и все прочее в доступной высоте. В углу лежит красивая штанга, которой регулярно пользуются. Тут заходит старший сын Иван, красавец, спортивно сложенный. Мы все вышли на улицу. Я сделал снимок.

Со слов Сергея Ивановича Балаева записал Феликс Халилов

 
 
 
ПОДРАСТАЮЩЕМУ ПОКОЛЕНИЮ

В середине марта в Богородском художественно-промышленном техникуме прошла научно-практическая конференция на тему "Богородская резьба по дереву в системе образования и воспитания подрастающего поколения".
Главное, что конференция получилась очень разносторонней. Важно, что на нее откликнулись не только преподаватели БХПТ и работники Богородской фабрики, что естественно, потому что эти люди более других радеют за наш промысел. Приятно, что выступить и принять участие в обсуждении пришли сотрудники дома-музея Бокова, школы №17, детского сада №10, богородской школы искусств… Приехали даже педагоги дополнительного образования из Струнино и Одинцово.
Детский сад №10 давно сотрудничает с музеями фабрики и техникума, и старший воспитатель Тамара Пименова осветила на конференции тему богородской игрушки в жизни дошкольника. На страницах газеты "Богородское" уже неоднократно публиковались ее статьи о богородском промысле и работе музеев с нашими малышами. Главный художник фабрики Анна Муравьева дополнила эту тему, рассказав о том, как музей фабрики занимается популяризацией народной игрушки среди подрастающего поколения.
Поделился историей своей семьи представитель династии резчиков - студент 3-го курса Александр Балаев. С большим интересом и уважением встретили рассказ заслуженного мастера народного промысла Ивана Ерошкина.
Эмоциональный отклик получило выступление резчика и преподавателя исполнительского мастерства БХПТ Дмитрия Кизимова. Мастер очень переживает о том, почему наши дети не выбирают профессию резчика. Это интересная, увлекательная профессия. Да, она сложная, но она дает свободу. Человек, ставший резчиком, ни в ком не нуждается. Волнуют мастера и проблемы эстетического воспитания. "Как сделать так, - спрашивает Дмитрий Мамедович, - чтобы во внутреннем оформлении наших школ отражалось, что они расположены в Богородском с его замечательной историей? Как украсить родной поселок, чтобы гости понимали - это место со своими традициями, своим уникальным промыслом?"

Не так давно наши резчики ездили в литовский город Радвилишкис. Все они отметили то, как позиционирует себя город, - приезжему человеку сразу становится ясно, что город гордится своими резчиками и кузнецами. Кованые изделия и деревянные скульптуры украшают все общественные места. Почему нельзя сделать так в Богородском? Сейчас замечательно оформляется территория Богородской фабрики, - видно, что это место, где чтят промысел, где в особенной атмосфере создают особенные игрушки и скульптуры. По возможности это нужно воплощать на территории всего поселения. Помните, какие у нас были деревянные городки? Таких точно не было больше нигде. Туристов можно было привозить в Богородское с экскурсией по детским площадкам. Гулливер, дракон, крепость "Орешек"… они действительно были нашей достопримечательностью. Сейчас у нас тоже прекрасные площадки, - яркие, прочные, но оригинальность пропала.
С конкретным предложением, например, выступает наша читательница Анна Птицина. Она предлагает руководству БХПТ рассмотреть идею коллективных дипломных работ. Когда-то так была вырезана знаменитая "Тройка", украшавшая крыльцо техникума. Вместо нескольких небольших игрушек студенты-выпускники могли бы выполнить одну большую коллективную скульптуру, которой потом можно было бы украсить поселок. При правильной установке скульптура довольно долго не будет гнить. Так мы постепенно сделаем наш поселок неповторимым. Можно было бы заранее согласовать с администрацией конкретное место установки скульптуры и, опираясь на это, разрабатывать дипломную работу.
Относительно образа Богородского некоторые резчики посетовали, что вместо цветочных скульптур в форме уток не были установлены, допустим, мишки. Утки - это красиво, но, как говорят художники, за любым оформлением должна стоять какая-то идея, которая и послужит в дальнейшем основным критерием при проведении работ по благоустройству. Тогда и наши дети с рождения смогут впитывать не только красоту, но и уникальность своей малой родины.
Спасибо всем, кто заинтересован в поддержании нашего исторического промысла. Всем, кто проявил инициативу, пришел на конференцию и выразил готовность к сотрудничеству в вопросе патриотического воспитания наших детей. Любовь к своей стране начинается с любви к родному краю. А для нас малая родина это, в первую очередь, тот самый деревянный мишка, который есть почти в каждом доме поселка. Наш медведь, богородский. Где еще такого найдешь?
Оксана Иванова

 
 
 
ЛЮБЛЮ РАБОТАТЬ ТВОРЧЕСКИ

Шипеев Николай Михайлович, родился в 1940 году. После войны отец вернулся с ранениями обоих ног и вскоре умер. Мать осталась одна с четырьмя детьми - всех надо одеть, обуть, накормить. Когда открылась Богородская профтехшкола, старший брат Виктор и сестра Валентина поступили туда учиться. Мы, младшие, учились в школе в Выпуково. Весной 1952 года, когда река Кунья разлилась и в школу стало опасно ходить, мама пошла к директору профтехшколы Василию Ивановичу Переверзенцеву и попросила принять меня в училище. Так я стал учиться в профтехшколе и параллельно в вечерней школе. Самый первый учитель Николай Егорович Левин, его вернули в школу со Сталинградского фронта. Второй курс вел Егор Михайлович Шишикин, третий - Василий Константинович Шалаев, Николай Иванович Максимов, Николай Николаевич Бадаев. Окончил я профтехшколу с 6 разрядом резчика и вечернюю школу 7 классов. Начал работать на фабрике с 1955 года, сначала неполный рабочий день 4 часа.

В то время было много хороших специалистов, Виктор Григорьевич Ерошкин, Виктор Сергеевич Шишикин, Виктор Никитович Пучков, Валентин Григорьевич Пучков.
Очень хорошо был развит спорт. Тренером работал Сергей Михайлович Кузьмин. Из Москвы приезжала Людмила Константиновна Розова, проводила семинарские занятия.
Мастером к нам был направлен после окончания Калининского художественного училища Михаил Федорович Баринов. Очень интересно было обучаться у мастеров того времени. Они были такими профессионалами! Допустим, у Николая Ивановича хороша роспись, а у другого мастера - резьба. Так постепенно я набирался опыта творческого труда. Начал выполнять самостоятельно то одну работу, то другую. Вот и первые мои успехи опубликованы в книгах ещё до армии "Помянем, братья, старину". В 1959 году призвали в Советскую Армию. Прослужил 4 года в бронетанковых войсках. Оформлял Ленинские комнаты, занимался спортом, бегал на лыжах. После демобилизации год работал водителем, потом поступил в Абрамцевское художественно-промышленное училище. Там работал Александр Николаевич Зинин, он помог мне как земляку поступить в училище. Я показал ему свои работы, альбомы. В училище я пробыл пять лет. Дипломной работой была "Тройка" - "Праздник русской зимы". Защитил её на "отлично". Потом эту работу отправили в составе выставки в Японию, а на ВДНХ наградили серебряной медалью. В музей Богородской фабрики я сделал копию этой работы. Следующие семь лет я преподавал резьбу в Абрамцево. Вернулся в Богородское, где директором работал Тимофей Семенович Ткачук. Мне хотелось самому поработать творчески. И так до самой пенсии в 2000 году. И сейчас продолжаю работать, выставляюсь на выставках. Вступил в Союз художников России, мне присвоено звание Заслуженного художника России. Награжден различными медалями и наградами, получаю надбавки к пенсии. Дочь и сын окончили Абрамцевское училище. Дочь работает росписчицей, сын режет в основном "Морозиков" - это единственный товар в ходу.
Со слов Николая Михайловича Шипеева записал Феликс Халилов

 

 

 
2011 - П Р Е С С Ц Е Н Т Р - 2011
<<<   2009  II 2010
2012 >>>
БОГОРОДСКИЙ ТЕХНИКУМ СНОВА ЛУЧШИЙ

В конце октября 2011 года в Санкт-Петербурге были подведены итоги конкурса «100 лучших ссузов России». Мероприятие традиционно проводилось одновременно со Всероссийской конференцией «Проблемы и перспективы развития начального и среднего профессионального образования в России», состоявшейся в шестой раз.
В работе конференции и финальной части конкурса приняли участие около 180 человек из более 60 регионов России.
Конкурс среди лучших учреждений профессионального образования России проводится ежегодно с 2006 года и ставит перед собой цель выявить наиболее успешные учебные заведения России в области начального и среднего специального и профессионального образования.
С 2011 г. проведение конференции и конкурса поддержано Министерством образования и науки Российской Федерации, а также включено в официальный план мероприятий Союза директоров учреждений НПО и СПО России.
Организатором конкурса выступает Независимый общественный совет, в состав которого входят руководители и представители Союза директоров учреждений НПО и СПО России, профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, Международной академии качества и маркетинга и других независимых общественных организаций. Конкурс дает возможность на основе независимой оценки определить результаты образовательной, административной и хозяйственной деятельности учебных заведений, готовящих базовые кадры для российской промышленности, придать этим результатам общественное звучание и таким путем повысить авторитет организаций-лауреатов и системы специального и профессионального образования в целом.
В 2010 и 2011 годах Богородский художественно-промышленный техникум был признан победителем в номинации «100 лучших средних профессиональных учебных заведений России». В 2011 г еще и в дополнительных номинациях «Лучший профильный техникум», «Лучший в области международного сотрудничества». Директор техникума Светлана Патракова награждена знаком «Директор года – 2011» и победой в номинации «Персона года».
Лауреатами конкурса «100 лучших ссузов России» в 2011 г. в Сергиево-Посадском районе также стали Краснозаводский химико-механический колледж (директор Е.С Воробьева.) и Московский областной профессиональный колледж (директор Е.Г. Герасимова).
В этом году Богородский художественно-промышленный техникум также стал Лауреатом Национального конкурса «Лучшие учебные центры Российской Федерации – 2011». Отмечены качество образования, профессионализм персонала, заслуженная репутация учебного заведения. Получен Диплом лауреата, сертификат на право использования в течение двух лет логотипа «Лучшие учебные центры Российской Федерации – 2011» и памятная медаль.

Светлана Патракова

Русские объятия
Год назад богородские резчики ездили в литовский город Радвилишкис на международный скульптурный пленэр, посвященный шестисотлетию Грюнвальдской битвы. Тогда наши мастера вместе с литовскими, латвийскими и польскими участниками создавали аллею рыцарей. До этого резать большую парковую скульптуру им как-то не приходилось, так что опыт, конечно, был очень интересный. По большому счету именно эта поездка и положила начало активному участию богородских резчиков в скульптурных пленэрах по России, потому что после нее приглашения принять участие в различных конкурсах поступают постоянно. И ни разу наши мастера не остались без заслуженной награды.
Не так давно богородчане Евгений Птицин, Дмитрий Кизимов и Владимир Алманов вернулись из Литвы, где в очередной раз продемонстрировали свой профессионализм и уникальность богородской резьбы. Ехали с энтузиазмом, - хотелось увидеть друзей, которые за год переписки стали еще ближе, обменяться опытом и снова вырезать что-то особенное.
Целью пленэра было культурное оформление города, поэтому работы посвящались людям искусства, литовским поэтам, музыкантам. В основном резали парковые скамьи - это и функционально и одновременно служит оригинальным украшением территории. Наши резчики долго думали, как оформить свою скамью и красиво и значимо. Название тоже выбирали долго. "Литовской земле" - на таком варианте, в конце концов, остановились. Упор сделали на символизм. Согласно легенде, начало развитию столицы Литвы положил сон, приснившийся великому князю Гедиминасу, в котором он видел воющего железного волка на одном из многочисленных холмов неподалеку от Вильнюса. Старейший литовский оракул объяснил сон как волю богов, повелевающих Гедиминасу построить в устье реки замок, который будет таким же неприступным и грозным, как железный волк. Рядом с замком, согласно пророчеству, вырастет город, который прославит страну. На холме была воздвигнута крепость - так называемый Верхний Замок, одна из башен которой - башня Гедеминоса - сохранилась и по сей день. Вот эту башню мастера и решили резать, взяв ее за основу композиции и закрепив в центре скамейки. Подлокотники выполнили в форме лошадей. Так нашли свое воплощение в скульптуре район и его центр - Радвилишкис, на гербах которых изображена голова лошади. Обычно спинку скамьи прибивают на кованые гвозди, однако наши мастера вырезали пазы и собрали ее как конструктор, что очень понравилось литовским резчикам, у них так делать не принято. Кони тоже вызвали неподдельный восторг. "Если бы мы резали таких коней, - восхищались литовцы, - вот бы мы зажили! Они бы тут на ура расходились!"
После завершения десятидневного пленэра организаторы провели символический аукцион. Желающие могли выкупить понравившуюся работу и подарить городу с соответствующей дарственной надписью. Интересно, что изначально работу наших мастеров оценили дороже всех. И выкупил ее мэр города. Уже когда резчики вернулись в Россию, друзья прислали им фотографии: скамейка установлена практически в центре Радвилишкиса.
С удовольствием наши мастера вспоминают блиц-турнир, на котором в течение часа все должны были сделать ложку. Никаких специальных условий не обозначалось, - размер и форму резчики выбирали сами. Богородчане придумали украсить ручки фигурами животных и птиц: головой медведя, совой, танцующим мишкой. Их работы получились оригинальными, не похожими на остальные. Ложками оформили новую столярную мастерскую, открытие которой в доме культуры Радвилишкиса приурочили к пленэру.
Отличились богородские мастера еще и тем, что за время пленэра вырезали две скамьи. Вторую - в подарок лесничеству, которое предоставило материал для работы. Как увидели трехметровое бревно с тремя большими сучками, так сразу и родилась идея: медвежья голова и лапы. Назвали скамью "Русские объятия". Ох, как обрадовались мишкиным объятиям в лесничестве! Лучшей благодарности спонсорам и придумать было нельзя - с душой и к месту.
Так что в Литве о богородских резчиках говорят с теплотой. И сами они с благодарностью вспоминают и оказанный им сердечный прием, и отличную работу организаторов, и друзей, с которыми надеются увидеться вновь.
Оксана Иванова

Больше фотографий в нашей фотогалерее >>>

Хочу, чтобы промысел жил

Рассказывает Евгений Семенович Птицин:
Сам я родом из Горьковской области Арзамасского района, родился в селе Ковакса в 1967 году. В Богородское приехал в 1983 году с другом Игорем Глушенковым, вместе с ним мы в школе состояли в редакции стенгазеты. Игорь занимался в художественной школе города Арзамаса и убедил меня поступать в Богородское.
Мы оба прошли по конкурсу в Богородскую профтехшколу и с радостью начали учиться, - профессия резчика понравилась с самого начала. По окончании ПТШ в 1986 году устроились работать на Богородскую фабрику. Вскоре нас призвали на службу в армию. Отслужив два года, мы снова вернулись в Богородское.
Игоря пригласили преподавателем в ПТШ, но через некоторое время он уехал на родину, передав свою группу мне.
Тепло вспоминаю нашего тогдашнего директора - Александра Владимировича Дроздова. Дроздов был очень деловым, требовательным, справедливым, заботливым руководителем, мы все относились к нему с глубоким уважением. И он тоже заботился о каждом из нас. Мне, например, помог получить двухкомнатную квартиру, где я и проживаю сейчас с женой и тремя детьми.
Лучший друг - Игорь в Арзамасе тоже женился, очень доволен судьбой, занимается резьбой иконостасов, мы часто переписываемся и стараемся не терять друг друга по жизни.
Мой первый мастер в ПТШ Валентин Григорьевич Пучков частенько наведывается к нам в гости, помогает советом, а я делюсь с ним своими проблемами. В техникуме всегда существовала дружба мастеров с учениками.
Я до сих пор очень тепло отношусь к своим выпускникам. Многие из них стали особой гордостью. Богдан Оленич занимается резьбой иконостасов, Максим Рыжов из Струнино также режет иконостасы и очень красивую резную мебель, Сергей Озорнин режет иконостасы вместе с настоятелем Богородского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры протоиереем Романом Колесниковым.
Часто вспоминаю одного из лучших своих учеников Петра Добаева. Он закончил Строгановскую школу анималистики, станковой скульптуры, занимается металлом, гипсом, его работы постоянно участвуют в различных выставках. Приятно когда он в своих интервью упоминает мое имя, своего первого учителя.
2011 год выдался очень богатым на скульптурные пленэры. На Алтае - родине Василия Шукшина, в поселке Сростки, мы прожили 10 дней. Выполнили из кедра скульптуры деда Антипа на лавочке и бабки Марфы по рассказу "Одни". Скульптуры теперь украшают парк перед музеем им. Шукшина.
На пленэре в Чебоксарах по мотивам народных легенд и сказок мы со студентом Никитой Левкиным заняли первое призовое место, выполнив скамейку по сказке "Маша и Медведь".
Побывали мы даже в Литве, на международном фестивале парковой скульптуры. По заказу мэра города Радвилишкиса установили много различных скульптур в парках, лесничестве и по городу.
Богородской резьбой все же мало кто продолжает заниматься, промысел увядает, сказывается низкая оплата сложного труда резчика. Да и зарплата преподавателя оставляет желать лучшего - по сути ее хватает только на оплату коммунальных услуг. Проще резать на себя, но ведь кто-то должен учить студентов, иначе промысел совсем пропадет.
В этом году у меня новая группа из 14 ребят. Они приехали из Ставрополья, Украины, Ивановской и Владимирской областей. Есть, конечно, и наши Богородские. Пришли к нам учиться две Валентины - дочери наших богородских резчиков Льва Брюханова и Олега Михайлова. Надеюсь, молодежь с любовью освоит нелегкий труд резчика и достойно продолжит дело своих отцов.
Записал Халилов Ф.Х.

Алтайские "Чудики"

Всю Россию, до самых дальних уголков, уже объехали наши резчики, славя Богородское своими скульптурами. Недавно они вернулись с Алтая, где в селе Сростки в рамках всероссийского фестиваля "Шукшинские дни на Алтае" принимали участие в первом фестивале деревянной скульптуры по мотивам произведений В. М. Шукшина "Чудики".
Ежегодно на родину Шукшина в Сростки собираются поклонники его творчества со всей России. Теперь в сквере музея-заповедника гостей будут встречать деревянные шукшинские герои, выполненные с теплотой и любовью из алтайского кедра. Из мягкого, как липа, дерева резать было приятно, работы не испортило даже обилие сучков. Тем более что поработать с новым материалом было очень интересно.
Богородское на фестивале представляли Владимир Алманов, Евгений Птицин и Геннадий Руннов.
Поскольку по условиям фестиваля в команде не могло быть больше двух человек, Геннадий Алексеевич резал свою скульптуру самостоятельно. Небольшой по размерам мужичок с гармошкой народного мастера России заслужил всеобщее восхищение замечательным образом, тщательной проработкой деталей и был отмечен в номинации "За лучшее выражение духа места".
Удалая команда Птицин-Алманов привезла домой награды аж в четырех номинациях: "За лучшее композиционное решение", "За точное соответствие теме фестиваля", "За самое народное произведение" и "За наибольшую выразительность и произведение неизгладимого впечатления". Неизгладимое впечатление резчики произвели своей скамеечкой, которая ни секунды не пустовала с того самого момента, как команда объявила ее готовой. Именно на ней фотографировались Валерий Золотухин и Нина Усатова, приехавшие на фестиваль. Местные жители, хорошо знакомые с творчеством своего знаменитого земляка, легко узнавали в скульптурной композиции наших мастеров героев рассказа "Одни" - Антипа с балалайкой и ворчащую Марфу, которую резчики поставили рядом со скамеечкой.
Говорят, что могли бы сработать еще лучше, времени бы побольше. Сложность была в том, что резали в одном месте, а жили в другом, довольно далеко от парка, и в отличие от местных резчиков были привязаны к автобусу, что не давало возможности поработать над скульптурами подольше. Однако даже, приехав последними, когда лучшее дерево уже разобрали, за минимум времени богородские мастера снова доказали и свой высокий профессионализм, и уникальность нашей резьбы.

ВЫШЕ ВСЕХ ПОХВАЛ

В конце мая наши резчики - преподаватели Богородского художественно-промышленного техникума Дмитрий Кизимов и Владимир Алманов вернулись из Ангарска cо всероссийского фестиваля деревянной скульптуры "Лукоморье". Вернулись победителями.
А за поездку надо сказать спасибо простой человеческой дружбе. На международном пленэре в Литве богородские резчики подружились со своими литовскими коллегами. И вот один из них, Кестутис Бенидиктос, узнав про фестиваль в Ангарске, переслал положение о фестивале Владимиру Алманову, настоятельно советуя съездить и показать себя.
Однако прежде чем поехать в Ангарск, резчикам предстояло пройти отборочный тур, - из всех присланных на рассмотрение эскизов, жюри отобрало лучшие и 13 команд получили официальное приглашение принять участие в конкурсе.
И все бы хорошо, но наши мастера вынуждены были отказаться от приглашения - до Ангарска им предложили добираться поездом, а это четверо суток в каждую сторону. При всем желании поучаствовать, терять восемь суток на проезд совсем не хотелось. Но эскизы богородчан так понравились организаторам, что для Богородского было решено сделать исключение и оплатить билеты на самолет.
Большинство участников выстроили свой сюжет на сказках Александра Пушкина, что и предполагало название будущего парка - "Лукоморье". Для кого-то идейным вдохновителем стали русские народные сказки. Богородские резчики выбрали "Конька-Горбунка" Петра Ершова. Говорят, хотели сделать хорошим людям хороший подарок - в память об их земляке, замечательном писателе, родившемся в Сибири и написавшем в студенчестве сказку, ставшую любимой по всей России.
Резали скульптуры из знаменитой ангарской сосны. Дерево довольно тяжелое для обработки по сравнению с привычной богородчанам липой. Но, как сказали резчики: "В Литве-то мы вообще из дуба резали. Так что сосна - это терпимо, это как очень твердая липа. А душистая какая! Резок делаешь, вдыхаешь аромат - удовольствие огромное". За вычетом дней открытия и закрытия фестиваля, а также экскурсии на Байкал, работали мастера девять полных дней. С восьми утра выходили на площадку, и заканчивали, как правило, часам к девяти-десяти вечера. В последний день, правда, наши резчики не спали совсем, - только к рассвету удалось "победить" карусельный механизм, который отказывался крутиться, как положено.
Очень сложную задачу поставили перед собой Дмитрий Кизимов и Владимир Алманов. Из под золотых рук вышла не просто скульптура, а целая детская площадка. Иванушка-дурачок играет на дудочке, рядом с ним верный конек, на соседнем дереве сидит Жар-птица, к которой можно добраться по приставной лестнице, а в центре поляны - карусель. Да не простая: крутятся четыре сидения вокруг двух красавцев-коней: "Молодые, вороные, вьются гривы золотые, в мелки кольца завитой хвост струится золотой… И под песню дурака кони пляшут трепака". И сидения не просто сидения: можно на Жар-птице прокатиться, а можно в корыте, под которым Иван прятался, когда Жар-птицу ловил. Чтобы примерно оценить масштабы работы, - высота коней - 2,3 метра, а Иванушки - 1,8 метра.
Работали на специальной площадке, непосредственно в тайге не резали, - берегли мох, чтобы не разворочать его тяжелыми бревнами, не испортить природную красоту. Да и зрителям было удобнее, - вокруг рабочей площадки постоянно собирался народ. По завершению конкурса все скульптуры разместили в детском оздоровительном лагере "Саяны", создав на его территории удивительный сказочный парк.
Больше половины участников "Лукоморья" - победители различных конкурсов скульптуры, лучшие российские мастера резьбы. Но все они общим решением определили работу богородчан лучшей работой фестиваля. Приятно было получить высокий отзыв Ивана Зуева из Тельмы Усольского района, который входит в пятерку лучших ледовых скульпторов мира. Настолько очевидно было первенство наших резчиков, что четыре различных жюри признало за ними первое место. Профессиональное жюри искусствоведов и скульпторов, организаторы, главный спонсор проекта и, наконец, сами участники единогласно присудили победу Богородскому. Это тот самый редкий случай отсутствия разногласий, когда оспорить победу невозможно, когда работа, образно говоря, по десятибалльной шкале выполнена на двадцать.
Среди работ остальных участников наши мастера выделили композицию братьев Кареловых из Иркутска на сюжет "Сказки о золотой рыбке". "Они самоучки, - делится впечатлениями Владимир Николаевич, - младший брат глухой от рождения. И нас просто поразила искренность и теплота их работ. Это было как-то по-особенному с душой исполнено, - и старик с неводом, и старуха у избушки. Свое второе место они, бесспорно, заслужили". Конкурсное "серебро" Руслан и Владислав Кареловы разделили с Иваном Зуевым и его удивительными ученым котом, Кощеем и мудрой совой. Третьего места жюри не присуждало.
Важно, что состав участников был очень сильным - это признали все. В Ангарске собрались лучшие из лучших. Виртуозы. И все они согласились с тем, что техника богородской резьбы уникальна, что наша школа резьбы - сильнейшая в своем роде.
По ходу фестиваля обменивались опытом. За работой наших мастеров оценили, стали подходить к ним, уточнять, как правильнее прорезать ту или иную деталь скульптуры. Советов резчики не жалели. Дмитрию Мамедовичу на закрытии даже вручили грамоту "за активную помощь своим соперникам", потому что он ходил по площадке и всем подсказывал, как сделать, чтобы вышло ярче, живее, интереснее. И правильно. Настоящему мастеру никогда не жаль поделиться, - если он настоящий, то идей хватает и на себя, и на других. Тем более, если он не просто мастер, а педагог со стажем. Когда у человека развито чувство красоты, оно не позволяет ему оставаться в стороне - конкурс или нет, а если можно сделать лучше - надо помочь и сделать.
Мы гордимся нашими резчиками. Спасибо вам за то, как вы представляете Богородское - не только профессиональным мастерством, но и человеческим отношением.
Оксана Иванова

Праздник промысла

Набираем обороты
Ровно год назад Богородская фабрика художественной резьбы по дереву при поддержке администрации поселения и ОАО "ГИДРОСТРОЙ" воплотила в жизнь идею проведения фестиваля народных художественных промыслов в Богородском. В мае 2010 года во дворе фабрики впервые раскинулась подобная выставка-продажа: фарфор и глина, лен и кружево, варежки и платки, куклы, елочные украшения и, конечно, богородские игрушки…
Прошел всего год, но фестиваль успел набрать обороты. Этой весной на территории фабрики разместили уже 25 палаток, а домик резчиков полностью заняли под мастер-классы. Ценители с радостью встречали мастеров из Гусь-Хрустального, Сергиева Посада, Дымково, Павловского Посада, представителей народных промыслов Хохлома, Гжель, Жостово…
По словам многих участников, решив "попробовать", они не ожидали ни такого внимания, ни такого спроса. Зато те, кто приехал в третий раз, в этом году шире представили свою продукцию, а кто-то даже обновил ассортимент.
Депутат Московской областной думы Вячеслав Гордеев, почетный гость первого и всех последующих фестивалей, отметил, что в этом году желающих принять участие в празднике значительно больше. И действительно, третий фестиваль превосходит предшествующие и по количеству мастеров, подавших заявки, и по количеству зрителей. Отрадно, что праздник промыслов в Богородском становится традицией, что задумка не изжила себя, что активность организаторов не стихла со временем. Напротив, нарабатывается опыт проведения, и организаторы надеются, что недалек тот год, когда фестиваль можно будет назвать международным.
Во имя дружбы
Интересно, что благодаря фестивалю крепнет и дружба между разными городами. Не так давно студенты богородского художественно-промышленного техникума ездили на конкурс парковой скульптуры в Чебоксары, где заняли первое место. Им особенно приятно было увидеть на фестивале своих новых друзей - профессионалы из Чебоксар приехали в Богородское, чтобы удивить всех своим мастер-классом - вырезанием скульптур бензопилой. Казалось бы, по сравнению с ножом резчика, бензопила - инструмент довольно тяжелый, но мастера справлялись с ним играючи. Во всяком случае, глядя на их работу и получающиеся скульптуры, складывалось впечатление, что бензопила почти ничего не весит. Они не только выпиливали собственные задумки, но и показывали желающим технику исполнения того или иного скульптурного элемента на отдельных брусках, что, конечно, заинтересовало всех, кто работает с деревом.
Приехали на фестиваль и гости из Приволжска. В 2009 году Богородское подписало с Приволжском соглашение о сотрудничестве, с тех пор неустанно крепнут дружеские связи между нашими муниципальными образованиями. На днях в Приволжске закончился восьмой межрегиональный фестиваль детского художественного творчества "Грани", в котором приняли участие более тысячи человек. Пять призовых мест привезли с "Граней" богородские чтецы-декламаторы. Приволжск - постоянный участник богородского фестиваля. На первом фестивале промыслов богородчане и гости поселения познакомились с льняными изделиями Приволжска. В этом году город представил свое ювелирное производство, по ходу выставки-продажи пожалев о том, что недооценил масштабы спроса.
Попробовать самим
Фестиваль - это, безусловно, праздник. Праздник для жителей, потому что можно не только увидеть и купить оригинальные удивительные изделия, но зачастую и посмотреть, как они делаются. На глазах покупателей выдували стеклянные фигурки на заказ и собирали бусы, желаемого цвета. Для мастеров - это еще больший праздник. Все, кто посвятил свою жизнь промыслам, уникальны в своей профессии. То, что они могут передать нашим детям - бесценно. И для них действительно важно, чтобы работа увлекла зрителя, чтобы появилось желание попробовать самому. "А ну-ка, держи кисть!" - раздавалось в домике резчиков, где расположились участники фестиваля с мастер-классами. "Ничего, ничего, пусть ребенок потрогает, краска уже высохла!" "Вот этот лоскуток бери, он поярче!" "Ой, спасибо вам, я так люблю, когда люди с душой делают!"
Кстати, на экскурсию в музей Богородской фабрики полюбоваться экспонатами и самостоятельно собрать из точеных деревянных деталей богородскую игрушку приехали детские группы из 16-ти школ Москвы.
Вообще, попробовать можно было много чего. Совершенно бесплатно гости любого возраста под руководством мастера могли изготовить для своего дома куколку-оберег так, как делают их в Климовске; вместе со специалистом Сергиево-Посадской фабрики игрушек расписать матрешку в той народной традиции, которую на сегодняшний день сохранила только фабрика; с преподавателями художественных школ Москвы сделать рисунок на ткани или фигурку из глины… Одним словом, в доме мастеров запросто можно было провести целый день, переходя от мастера к мастеру и любуясь то плетением кружева, то работой художника, то изготовлением "маркетри" - искусством мозаики из тонких деревянных пластинок.
… и себя показать
Большое внимание также привлекли конкурсные работы богородских резчиков, выставленные в музее фабрики. На конкурс, объявленный специально к фестивалю, было представлено 37 изделий. Первое место строгая художественная комиссия присудила Сергею Паутову за композицию из работ "Пастушок", "Зоренька", "Телка". На торжественном открытии фестиваля Сергею Адольфовичу - ведущему художнику богородской фабрики - была также вручена благодарность Московской областной думы за высокое профессиональное мастерство и большой вклад в развитие народных художественных промыслов в Московской области. Второе место заняла работа Олега Михайлова "Счастливая семья", третье место досталось его же "Письму". Поощрительными призами отметили работы студентов под руководством Валентины Вайсеро и детские работы под руководством Ольги Ильиной.
Дети могли также поучаствовать в конкурсе рисунка, красочными грамотами за участие наградили всех юных художников. В младшей возрастной группе первое место заняла Лера Шадрина (7 лет), второе - Саша Швырева (5 лет), третье - Аня Изюмская (5 лет). В старшей группе победителем стал Илья Малев (10 лет). Второе место досталось Феодосии Кизимовой (11 лет), третье - Диане Кособоковой (10 лет).
Чтобы не пропали золотые руки
Трудно представить, сколько сил вложили энтузиасты, чтобы фестиваль состоялся. За активное участие в организации и проведении фестиваля благодарностями Московской областной думы были награждены генеральный директор богородской фабрики Андрей Лунев и директор досугового центра "Звездный" Виктория Горина.
По словам участников областных и международных выставок народных промыслов фестиваль в Богородском организован на очень высоком уровне. Именно участники просили поблагодарить нашу фабрику и организаторов за приглашение приехать в Богородское: "Потому что для нас, народных мастеров, очень важно показать себя, показать, что мы умеем делать. Хочется, чтобы это не стало историей, чтобы не бездействовали золотые руки. Пока мы можем так работать - Россия не пропадет".
Оксана Иванова

КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ

Богородский художественно-промышленный техникум

О деревянных резных игрушках работы резчиков деревни Богородское слава идет с XVII века. И по сей день своеобразная, по-особенному выразительная деревянная скульптура малых форм и веселые игрушки "с движением" сотнями и тысячами выходят из-под ножа и стамесок богородских резчиков. Сохраняется простейшая техника их изготовления, материал и художественные особенности. Режутся богородские изделия из мягкого дерева - липы. Используются при этом инструменты: топор, стамеска, ножи.
Мастерство резьбы игрушек и скульптур веками переходило из поколения в поколение: от дедов к отцам, от отцов к сыновьям.
С начала XX века большинство современных мастеров - художников богородского промысла получает подготовку в художественно-промышленном техникуме, существующем здесь же, в Богородском.
В 1913 году была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом по резному делу, а в 1914 году на базе этой мастерской открылась земская художественная школа. В 1922 году она стала профтехшколой. В 1990 была переименована в училище (БХПУ). В 2009 году - "Богородский художественно-промышленный техникум" (БХПТ).
Сегодня Богородский художественно-промышленный техникум имеет хорошо оснащенную материально-техническую базу: учебный корпус, мастерские, компьютерный класс, спортивный зал, общежитие. Музей с фондом методических, учебно-производственных, курсовых и дипломных работ. Имеется библиотека с общим фондом более 5000 экземпляров. На территории техникума расположен 2-х этажный деревянный учебный корпус, постройки 1913 года, который фактически является историко-архитектурным памятником поселка Богородское.
Целью деятельности техникума стала подготовка дипломированных специалистов, сочетающих в себе художественные и профессиональные знания, навыки технологического и творческого процессов художественной резьбы по дереву.
Преподаватели техникума - это опытный, творчески работающий коллектив, который постоянно находится в поиске новых форм и методов обучения, ведет качественную подготовку специалистов для богородского художественного промысла.
Техникум полностью укомплектован преподавателями. Средний возраст - 45 лет. Среди преподавателей высшую квалификационную категорию имеет 5 человек. Есть педагоги с квалификацией "Народный мастер России", некоторые имеют звание "Почетный работник среднего профессионального образования РФ".
Здесь сохраняются и развиваются ценнейшие традиции народной педагогики и уникального русского народного художественного промысла.
Оценка качества подготовки специалистов осуществляется по результатам итоговой Государственной аттестации, которая представлена в виде выпускной квалификационной работы.
Студенты в своих работах следуют традициям, сложившимся веками. Они изучают их по работам лучших творческих мастеров Богородского промысла. Их работы хранятся в Музее техникума.
Изучение студентами народного промысла способствует развитию у них художественного воображения, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства и становлению художественного вкуса.
Большое значение в образовательном процессе здесь имеет усвоение академических знаний по рисунку, скульптуре, живописи, композиции, истории искусств. Все это дает большую творческую свободу молодым художникам-мастерам.
Работы студентов демонстрируются на престижных отечественных и международных выставках. Оргкомитеты этих выставок постоянно отмечают высокий профессионализм и творческий потенциал студентов. Об этом свидетельствуют многочисленные награды.
БХПТ участвует в ежегодных выставках "Молодые дарования", "Ладья"... Имеет дипломы за сохранение и развитие традиций Богородского промысла. В августе 2008 года на выставке "Богородская игрушка - 19-21 век" Русским музеем было отобрано 6 работ с просьбой выполнить их копии. Пять из них куплены Русским музеем для своей экспозиции. До этого длительное время (около 30 лет) Русский музей не покупал работ богородского промысла.
Техникум постоянно участвует в Профессиональных олимпиадах. В 2008 году студент Александр Михайлов занял 3 место на Всероссийской олимпиаде. В олимпиаде принимали участие более 20 учебных заведений из всех регионов России. Кроме того, БХПТ победил в номинации "Лучший молодой художник". В региональной олимпиаде профессионального мастерства в номинации "Резьба по дереву" студенты богородского техникума заняли все 3 призовые места.
Выезжают студенты и заграницу. В 2008 году в Польше участвовали в Международном скульптурном пленэре "Вифлеем. Ноев ковчег". Выполненные ими работы сейчас выставлены в городе Гнезно, сотрудничество с которым продолжается.
Осенью 2009 года в Богородское приезжала группа студентов из Германии, они обучались богородской резьбе, за 2-х недельный срок смогли своими руками изготовить изделия "Сова-вешалка", а некоторые дополнительно еще и игрушку "Соловушка на пеньке". До этого (весной) группа наших студентов ездила в Германию.
В августе 2010-го года студенты и преподаватели техникума принимали участие в международном пленэре в Литве (г.Радвилишкис), посвященном 600-летию Грюнвальдской битвы.
Выпускники Богородского художественно-промышленного техникума приобретают востребованную профессию. Их умения и навыки, полученные в стенах учебного заведения, находят широкое применение на рынке труда.
Многие выпускники находят себя в профессиональной деятельности художника-дизайнера, скульптора, преподавателя ИЗО и других профессиях, продолжают обучение в профильных ВУЗах. Техникум сотрудничает с Высшей школой народных искусств (институт) в Санкт-Петербурге.
В 2010 году техникум стал победителем конкурса "100 лучших средних профессиональных учебных заведений России".
И сегодня перед коллективом педагогов, художников и мастеров стоят, как и раньше, не менее сложные задачи сохранения и дальнейшего развития лучших традиций творческого обучения молодых художников-мастеров.

Маша и медведь на первом месте

Не так давно наши резчики вернулись из города Чебоксары, где проходил международный студенческий фестиваль парковой скульптуры, организованный Чувашским государственным педагогическим университетом им. И.Я.Яковлева. Проект назывался "Народные сказки и легенды". По условиям конкурса вырезать требовалось парковую скамью, украшенную двумя фигурами.
Тема народных сказок очень близка богородскому промыслу, так что на предложение принять участие в фестивале Богородский художественно-промышленный техникум откликнулся с удовольствием и начал работать над идеей. Сказку определили, конечно, с медведем. Мишка - лицо промысла, любимый богородский персонаж, как без него? Для завершения сказочного замысла выбрали Машеньку, ту самую, которую топтыгин в лукошке нес.
После торжественной церемонии открытия резчики-организаторы показали мастер-класс, в котором принял участие и председатель конкурсной комиссии Джозеф Кинг. Профессионального скульптора по дереву, президента Гильдии мастеров города Питсбург штата Пенсильвания специально пригласили на фестиваль из США.
В конкурсе парковой скульптуры, длившемся три дня, участвовало шесть команд, в том числе команды Удмурдской и Чувашской республик. Лавочки резали из осины. Для богородских резчиков, работающих с липой, это, в общем-то, непривычно. Впрочем, забегая вперед, скажу, что это не помешало им занять первое место. Команда из двух человек должна была превратить в лавочку бревно диаметром около пятидесяти сантиметров. Высота украшающих фигур - метр и метр с половиной.
Учитывая экскурсии по городу и обязательное посещение государственного Чувашского музея, скульптуру резали в общей сложности полтора дня, после которых наступил ответственный момент подведения итогов. Каждая команда демонстрировала комиссии результат своей работы, рассказывала о выборе сюжета.
Богородское представляли студент четвертого курса БХПТ Никита Левкин и преподаватель мастерства Евгений Птицин. Что и говорить, техникум гордится Евгением Семеновичем, Никитой и заслуженной победой. Второе место заняли Чебоксары, третье место досталось команде из Ижевска.
На завершающем круглом столе все участники делились профессиональным опытом, показывали образцы и фотографии своих работ, смотрели видеофильмы о работе резчиков.
Организаторы фестиваля планируют сделать его традиционным. Вероятно, что этой осенью студенты БХПТ вновь смогут побороться за призовые места.
Оксана Иванова
Больше фотографий с праздника вы можете посмотреть в нашей фотогалерее >>>

 

НОВОСТИ

 

 

ПОЕЗДКА В ПОЛЬШУ

По приглашению Президента польского города Гнезно Яцека Ковальского в составе делегации города Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района я и преподаватель техникума Валентина Вайсеро в период с 5 по 10 мая этого года были на международной конференции "Вместе для Европы" по теме "Культура и туризм".

Конференция была достаточно представительной, участники приехали из городов-побратимов Гнезно: Эстергом (Венгрия), Фалкенберг (Швеция), Радвилишкис (Литва), Сергиев Посад (Россия), Умань (Украина), Вендам (Нидерланды). Всего же городов-побратимов у Гнезно - 9.
Ехали поездом до г. Познань, находящегося в 70 км. от Гнезно. Поезд прибыл вечером, нас радостно встретил хорошо знакомый Ежи Стаховяк, советник Президента Гнезно по международным связям. Увидев Ежи, поняли: добрались! Поселили нас в уютной гостинице в тихом районе недалеко от центра. Рядом - аквапарк, посещение которого было в программе пребывания.
Утром нас ждала встреча с экс-примасом Польши (примас - высшее духовное лицо, как у нас патриарх) Хенриком Мушинским. В прихожей его резиденции увидели картину (пейзаж с видом на кафедральный собор Гнезно) Сергиево-Посадской художницы Ольги Колесниковой. Как привет с Родины.
Потом прогулка по городу к городскому музею. В музее - беседа с директором, просмотр интерактивной программы по истории Польши на русском языке. Нам выдали каски, и мы посмотрели, как идет реконструкция музея.
А вечером - официальный ужин у Президента города Яцека Ковальского. С ним мы тоже знакомы по его приездам в Богородское, в том числе, и в техникум. Здесь встретились все приехавшие делегации, начался обмен приветствиями и подарками. Наша игрушка- медвежонок, поднимающий флаги России и Польши, была принята с бурным восторгом.

Официальный язык встречи был английский, но языком общения стал русский. На нем свободно говорили делегации Украины, Латвии, представители других делегаций, по мере своих знаний, старались объясняться с нами по-русски. Мы чувствовали к себе большое внимание и искренний интерес.
В субботу, 7 мая, ярмарка-выставка на центральной площади, представление стран делегациями. Сергиев Посад был представлен Богородской игрушкой, куклами, материалами по туристическому потенциалу района. В конце выставочного дня наш стенд помогали представлять Ежи Стаховяк и директор Центра культуры г. Радвилишкис (Литва) Ромуалдас Южуконис.
В городском центре культуры состоялось открытие демонстрации панно-барельефа размером 3х0,8 м "Грюнвальдская битва", выполненного непрофессиональным резчиком по дереву из Радвилишкиса.
Здесь же был проведен круглый стол по обмену опытом в вопросах организации подобных мероприятий и перспектив развития побратимских связей.
Вечером - боулинг. Многие из нас увидели этот вид отдыха впервые, но, приглядевшись, смогли достойно посоревноваться. Особенно удачно выступили Валентина Вайсеро и шахматист из нашей делегации Борис Разов, обыграв команду Швеции, чем вызвали у смеявшихся над нашим неумением вначале соперников, неподдельное уважение и восхищение.
8 мая, воскресение - основная часть программы встреч: конференция-презентация "Культура и туризм", на которой представители всех стран-участников выступили с информацией о культурной жизни и туризме, методикой привлечения новых туристов, туристической привлекательностью своих городов…
Во второй половине дня - поездка на территорию польского побратима Богородского гмины Лубово. Здесь расположен Великопольский этнографический парк (один из самых больших заповедников Европы), где собраны старейшие и самые оригинальные постройки - примеры народного строительства Великой Польши. Совсем недалеко - озеро Ледница и на самом большом острове - остатки дворца первого исторически достоверного князя поляков Мешко I. Считается, что именно здесь происходило "крещение Польши". По этим местам проходит туристический маршрут - знаменитый "Пястовский шлях" (Примерно с середины IХв. поляками правили потомственные князья из рода Пястов, давшие начало Пястовской династии, родоначальником которой считается Пяст-пахарь). У наших побратимов есть что посмотреть и, я надеюсь, что с развитием программы побратимских связей, у жителей поселка такая возможность появится.
8 мая в Европе - День Победы. Солнечный яркий день. Тепло. Цветут каштаны, сирень.
Утром 9 мая - прием у действующего Архиепископа Гнезно и Примаса Польши Юзефа Ковальчика. Примас говорил о проблемах, которые волнуют его: желание молодежи быстро получить большой заработок, уменьшение числа детей в семьях, приток большого количества иммигрантов. Спрашивал, какие проблемы существуют у нас, интересовался числом студентов в техникуме, выразил заинтересованность в дружеских связях Польши с Россией.
В тот же день я и Валентина Филипповна встретились в городском центре культуры с его директором, нашим добрым другом Павлом Костусяком. Познакомились с центром, его работой и обсуждали детали ближайшего сотрудничества. В рамках молодежного обмена Центр культуры Гнезно получил приглашение администрации Богородского привезти на обучение богородской резьбе группу студентов в сентябре 2011г. Рассматривался также вариант приезда нашего мастера на 3 месяца в Гнезно, чтобы продолжить обучение ребят.
Также обсуждался вопрос организации в Гнезно выставки работ из методического фонда техникума. Оптимально было бы представить и работы из музея богородской фабрики, и работы ведущих мастеров промысла. Если эта договоренность будет достигнута, то выставка состоится в 2013 г., и по ее окончании будет издан каталог.
Мы посетили кладбище, где похоронены 411 советских солдат, погибших при освобождении Польши. Кладбище ухожено, памятник и часть надгробий отреставрированы, на некоторых венки и букеты цветов. Мы поставили у памятника 2 свечи, положили цветы.
С грустью покидали гостеприимный город Гнезно и наших друзей, живущих в нем. Нас тепло и радушно принимали, проявили внимание и интерес к нашей стране. Мы увидели желание дружить. Наши отношения продолжаются, ближайшая встреча в сентябре. Ждем ее.

Директор Богородского художественно-промышленного техникума Светлана Патракова


СЕМЬЯ РЕЗЧИКОВ

Рассказывает Сидорова Валентина Васильевна
Я родилась в 1932 году. Мой отец - Бобловкин Василий Яковлевич, был коренным жителем села Богородское, в музее фабрики висят его фотографии. Он был одним из организаторов богородской артели, за заслуги император России наградил его именными золотыми часами.

Когда наступил голод, мама одна воспитывала семерых детей. Чтобы прокормить детей ей пришлось продать именные часы. В 1955 году я познакомилась с Василием Сидоровым. Сохранилась открытка с записью:
"Мы с тобою встретились случайно, Познакомились шутя,
Теперь поверишь, дорогая, Я не могу забыть тебя.
Вале от Васи"

Поженились в 1957 году. Наш дом стоял в том месте, где сейчас находится детский сад и строится новый храм. Мы с Василием оба работали сначала в артели, а потом на фабрике. Все заработанные деньги откладывали в мешочек, копили на постройку дома. Содержали коз, кур. Однажды пришли мы с работы, нас встречают четыре начальника из дирекции ГАЭС. Просят освободить дом в течение недели и предлагают квартиру на выбор в новом доме. Я сама ходила и выбирала квартиру по нраву.
В новом доме мы живем более двадцати лет. Есть свет, горячая и холодная вода, отопление, "живи не хочу", все удовольствия. Сын Саша работает на ГАЭСе электриком, дочь Наташа вышла замуж и живет в Петербурге.
Василий Степанович семь лет преподавал в ПТШ. Затем мы вместе работали на фабрике резчиками, до самой нашей пенсии и далее. Продолжали сдавать продукцию на фабрику. Василий Степанович был очень хорошим резчиком, за что не возьмется, все выполнит на "отлично".

Валентина Васильевна повела осмотреть домашний "музей". Вот огромный орел на шкафу. Размах крыльев более метра. Каждое перышко вырезано отдельно, словно живые, взмахнет крыльями и полетит! А вот "Тройка с мишкой на санях". Так удивительно тонко обозначены каждый изгиб тела коней или медведя, сбруя, рисунки на санях. Сколько надо иметь терпения, умения, чтобы передать такую неподдельную живость сухому куску липы. Чувствуется рука истинного мастера. В музее фабрики много изделий Василия Степановича Сидорова.
Со слов Сидоровой Валентины Васильевны записал Халилов Феликс.


Молодые молодым

3 мая студенты Богородского художественно-промышленного техникума показали для учеников школы №17 спектакль ко Дню Победы "Никто не забыт, ничто не забыто".
Пишу эту статью с огромной благодарностью к нашим студентам. С огромным уважением. Потому что в наше время так много на словах, и так мало на деле. Согласитесь, дорогого стоит, когда молодежь самостоятельно придумывает и воплощает подобные проекты. Они просто захотели поставить спектакль. И поднять очень серьезную тему. И проделать громадную работу по подбору песен, стихотворений, кино- и видеохроники, все это смонтировать в ролики, наложить музыку… Спасибо Никите Ускову, который взял на себя обязанности режиссера.
Это здорово, что в Богородском есть студенты. Такие по-настоящему студенты. И у них есть студенческая жизнь, которая не сплошь бестолковое веселье от сессии до сессии. И этим студентам есть что сказать нашим школьникам.
Мы ведь благополучное поколение. Тяжелого военного детства мы избежали, колоски не собирали, к станку не вставали в четырнадцать лет. Так что нашим подросткам где-то тяжело понять про одну пару сапог на всю семью. Взрослые, конечно, проводят с ними беседы о войне. Кто-то вполне вникает, а кто-то не воспринимает, поскольку изначально настроен "просто отсидеть классный час". А тут о войне рассказывают практически сверстники - молодые парни и девушки, сами недавние выпускники. Они показывают трогательные зарисовки, читают стихи, поют под гитару и гармонь… И к их словам несомненно прислушались. Тихо было в зале. Не потому, что рядом стоял строгий учитель и грозил пальцем, а просто потому что "зацепило".
Глядя на такую молодежь, лишний раз убеждаешься, - было бы желание, а остальное приложится. И я уверена, если кто-то из старшеклассников захочет принять участие в следующем спектакле и придет в БХПТ, оттуда не выгонят. Примут и с удовольствием, потому что сами такие - энтузиасты. Сами захотели, сами придумали, сами сделали. И репетировали на четырех квадратных метрах. А будет Дом культуры, большая сцена, хорошая аппаратура - сделают еще лучше.
Оксана Иванова

 

 

 

 

DESIGN MADISHEV O.
2011 БОГОРОДСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ
Используются технологии uCoz