РУКОВОДСТВО
БОГОРОДСКОГО ФИЛИАЛА ВШНИ

 
 
 
РУКОВОДИТЕЛЬ
 
ДИРЕКТОР БФ ВШНИ: НАУМОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ
141342, Московская область, Сергиево-Посадский район,
рабочий поселок Богородское ауд. 220, 8 (496) 545-34-00, bhpy@yandex.ru

 

АДМИНИСТРАЦИЯ

 
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ: АНДРЕЕВА НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА
141342, Московская область, Сергиево-Посадский район, рабочий поселок Богородское ауд.223, 8 (496) 545-34-00, bhpy@yandex.ru.



ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР: АТАМАНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА
141342, Московская область, Сергиево-Посадский район, рабочий поселок Богородское ауд.221, 8 (496) 545-34-00, bhpy@yandex.ru.

НАЧАЛЬНИК ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОТДЕЛА: ДУБИНИН РОМАН ГЕННАДИЕВИЧ
141342, Московская область, Сергиево-Посадский район, рабочий поселок Богородское 8 (496) 545-34-00, bhpy@yandex.ru.

СПЕЦИАЛИСТ ПО КАДРАМ: ТУРКОВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА
141342, Московская область, Сергиево-Посадский район, рабочий поселок Богородское ауд.219, 8 (496) 545-34-00, bhpy@yandex.ru.


ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ: ТУРКОВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА
141342, Московская область, Сергиево-Посадский район, рабочий поселок Богородское ауд.219, 8 (496) 545-34-00, bhpy@yandex.ru.


УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ


ВОСПИТАТЕЛЬ: ГРЕБЕЩЕНКО НАДЕЖДА ГРИГОРЬЕВНА
141342, Московская область, Сергиево-Посадский район, рабочий поселок Богородское ауд.212, 8 (496) 545-34-00, bhpy@yandex.ru.


ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР: ЗАХАРОВА АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА
141342, Московская область, Сергиево-Посадский район, рабочий поселок Богородское ауд.211, 8 (496) 545-34-00, bhpy@yandex.ru.


СЕКРЕТАРЬ: ТУРКОВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА
141342, Московская область, Сергиево-Посадский район, рабочий поселок Богородское ауд.219, 8 (496) 545-34-00, bhpy@yandex.ru.


БИБЛИОТЕКАРЬ: ГРЕБЕЩЕНКО НАДЕЖДА ГРИГОРЬЕВНА
141342, Московская область, Сергиево-Посадский район, рабочий поселок Богородское ауд.212, 8 (496) 545-34-00, bhpy@yandex.ru.

.....................................................................................................................................................................................................................................................


 
 
 
 
 
 
 

 

 

 
 

 
 

ИСТОРИЯ БОГОРОДСКОГО ПРОМЫСЛА

«Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. В XV веке селом владел известный московский боярин М.Б. Плещеев, после смерти которого, село вместе с крестьянами перешло по наследству его старшему сыну Андрею, а затем внуку Федору. С 1595 года село Богородское становится собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно крестьяне заложили в XVI-XVII веках основы резьбы по дереву, прославившей Богородское – нынешнюю «столицу игрушечного царства», на весь мир. Рассказывают, что первые игрушки из дерева стал резать основатель монастыря, Сергий Радонежский, одаривавший ими приходивших к нему крестьянских детей.
Другая история Богородской игрушки, также начинается с легенды.
Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.
Но это всего лишь легенда. На самом деле дату основания промысла определить достаточно сложно.
По свидетельству специалистов, самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла, имеющиеся в музейных собраниях нашей страны датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII – XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII – началуXIX веков. На первоначальном этапе своего развития Богородское представляло собой типичное крестьянское производство. Деревянные резные изделия выполнялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны. В остальное время основная часть населения занималась крестьянским трудом. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков
Местные мастера вырезали из дерева фигурки людей и животных. Нередко такие фигурки имели символическое значение. Медведь, персонаж многих народных сказок, по языческим верованиям, был символом могущества. Козёл олицетворял добрую силу, покровительствовал урожаю. Баран и корова символизировали плодородие, олень — изобилие, удачный брак. Первые фигурки людей, животных и птиц были одинарными и, по обыкновению, неокрашенными. Красоту наводили узорной резьбой. Со второй половины XIX века резчики начали делать скульптурные группы из нескольких фигур на общем основании: «Крестьянское хозяйство», «Тройка», «Кавалерия», «Чаепитие» и др. Символом промысла стали «Мужик и Медведь» в различных сюжетных постановках.

В 1911 году местные жители решили организовать учебные мастерские. В 1913 году Главным управлением земледелия и землеустройства была создана Учебно-показательная мастерская с инструкторским классом по резному делу, а в 1914 году на базе этой мастерской была открыта земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе. Но ни один из детей богородских резчиков в эту школу не попал. Мотив отказа – недостаточная общеобразовательная подготовка детей, да и сами кустари не спешили отдавать детей в эту школу, так как традиционно в Богородском учили резьбе с малых лет в семье. Начиная лет с 7-8 дети уже участвовали в общем процессе резьбы. Методику учебного процесса впервые придумал и ввёл в школу мастер Андрей Яковлевич Чушкин. Детей учили рисованию, технологии деревообработки и резьбы по дереву.

Земские деятели сохраняли традиции промысла в их понимании, согласно с веянием времени. Этот период был полноправным и закономерным этапом в развитии не только богородского промысла, но и всего народного искусства. Некоторые характерные его особенности сохранялись на промыслах вплоть до середины 1920-х годов. Тогда же мастеровые люди основали артель — маленькое совместное производство, где сообща решали задачи приобретения материала, улучшения качества инструмента, сбыта продукции и т. д. Создателями артели считаются А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Предприятие так и назвали: «Кустарно-игрушечная артель». В её состав вошли 19 талантливых резчиков. Работали по уставу, утверждённому владимирским генерал-губернатором И. Н. Сазоновым.

В 1914 году при Учебно-показательной мастерской появилось общежитие на 10 учеников, находившихся на полном казённом пансионе. В 1922 году мастерскую переименовали в Профтехшколу, которая с 1990 года стала Богородским художественно-промышленным училищем. Артель в 1923 году получила название «Богородский резчик». С 1961 года это уже Богородская фабрика художественной резьбы. В 1993-м фабрике возвращается название «Богородский резчик». В летопись промысла вписаны многие поколения славных мастеров-резчиков: Бобловкиных, Барашковых, Барденковых, Ерошкиных, Зининых, Пучковых, Стуловых, Устратовых, Чушкиных, Шишкиных и др. Эти фамилии — воплощение блестящего исполнительского мастерства и творческой мысли.

Динамичные, выразительные, смешные

Богородские игрушки добрые, забавные, поучительные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку-дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик – главные герои богородского промысла — бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. По этому же принципу сделана игрушка «Солдатики на разводе». Раздвигаешь деревянные планки — солдатики расходятся в стороны, сдвигаешь планки – сходятся в стройные шеренги. Щелкунчик разгрызает лесные орешки от прикосновения к рычагу за его спиной. «Куры на кругу» клюют зёрнышки благодаря раскручивающемуся шарику-балансу. А есть игрушки, работающие на пружинном механизме, спрятанном в брусочке-тумбочке. При нажатии на кнопку, связанную с пружинкой, фигуры начинают двигаться. Медведица качает колыбельку, стирает бельё, может даже гладить утюгом. Для оживления жанровых сцен резчики вводят в композицию изображения деревьев с колеблющимися листочками, укреплёнными на тонких проволочных пружинках.

Качать и кружить, тянуть и толкать, раздвигать и сдвигать — эти универсальные элементы подвижных механических игрушек служат развитию сноровки у детей, развивают мелкую моторику пальцев. Для малышей такие забавы — самые лучшие.

Как стать игрушечных дел мастером

Освоить технику резьбы и получить профессию художника-мастера уникального русского народного промысла можно в Богородском художественно-промышленном техникуме. Вступительные экзамены для абитуриентов на базе 9—11-го классов проходят ежегодно в августе. Студенты за период обучения (четыре неполных года) овладевают академическим рисунком, скульптурой, живописью, проектной графикой. Преподаватели развивают в учениках наблюдательность, творческую инициативу и прилагают немало сил, чтобы студенты могли участвовать в различных конкурсах и выставках. Ежегодно работы учащихся выставляются на Московской ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья», в «Городе мастеров» на ВВЦ, на Всероссийской выставке «Молодые дарования России» и нередко занимают призовые места. За 95 лет существования Богородское художественно-промышленное училище выпустило из своих стен сотни резчиков, многие стали художниками высокого класса. Музей образцов и дипломных работ выпускников училища дополняет огромную коллекцию экспонатов музея фабрики «Богородский резчик». Оба собрания хранят историю и наследие богородского промысла.

Изделия богородских мастеров экспонируются в Государственном историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Музее игрушки и Историко-художественном государственном музее-заповеднике Сергиева Посада и во многих других культурных центрах страны. Известны они и за рубежом. Богородские игрушки и скульптуры были широко представлены этой осенью на выставке в Строгановском дворце, одном из филиалов Русского музея (Санкт-Петербург).