РУКОВОДСТВО
БОГОРОДСКОГО ФИЛИАЛА ВШНИ

 
 
 
РУКОВОДИТЕЛЬ
 
ДИРЕКТОР БФ ВШНИ: НАУМОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ
141342, Московская область, Сергиево-Посадский район,
рабочий поселок Богородское ауд. 220, 8 (496) 545-34-00, bhpy@yandex.ru

 

АДМИНИСТРАЦИЯ

 
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ: АНДРЕЕВА НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА
ауд. 223, 8 (496) 545-34-00



ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР: БРАТИЩЕВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
ауд. 221, 8 (496) 545-34-00

НАЧАЛЬНИК ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОТДЕЛА: ПЕТРУШИН ЮРИЙ ИЛЬИЧ
8 (496) 545-34-00

СПЕЦИАЛИСТ ПО КАДРАМ: ТУРКОВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА
ауд. 219, 8 (496) 545-34-00


ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ: ТУРКОВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА
ауд. 219, 8 (496) 545-34-00


УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ


ВОСПИТАТЕЛЬ: АРСАЕВА ЕЛЕНА АМИРСУЛТАНОВНА

ОРГАНИЗАТОР ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ: ЗАХАРОВА АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА

СЕКРЕТАРЬ: ТУРКОВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА

БИБЛИОТЕКАРЬ: КНЯЗЕВА СВЕТЛАНА ДЖАВАНШИР КЫЗЫ



 
 
 


СОСТАВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
БОГОРОДСКОГО ФИЛИАЛА ВШНИ

 
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная), специальность, направление подготовки, профессия, наименование предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом
Рисунок, Технический рисунок
Должность по штатному расписанию
преподаватель
Какое образовательное учреждение окончил, специальность (направление подготовки) по документу об образовании
Московский государственный областной университет Изобразительное декоративно-прикладное искусство
Ученая степень, ученое (почетное) звание, квалифика- ционная категория
-----
Стаж педагогической (научно-педагогической) работы
11.4
В том числе педагогической работы
11.4
По указанному предмету, дисциплине, (модулю)
11.4
Основное место работы
Богородский филиал ВШНИ
Условия привлечения к педагогической деятельности (штатный работник, внутренний совместитель, внешний совместитель, иное)
Штатный
 
 
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная), специальность, направление подготовки, профессия, наименование предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом
История искусств, Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Должность по штатному расписанию
преподаватель
Какое образовательное учреждение окончил, специальность (направление подготовки) по документу об образовании
Коломенский государственный педагогический институт Русский язык и литература
Доп. Мировая художественная культура
Ученая степень, ученое (почетное) звание, квалифика- ционная категория
-----
Стаж педагогической (научно-педагогической) работы
12,4
В том числе педагогической работы
12,4
По указанному предмету, дисциплине, (модулю)
12,4
Основное место работы
Богородский филиал ВШНИ
Условия привлечения к педагогической деятельности (штатный работник, внутренний совместитель, внешний совместитель, иное)
Почасовая оплата труда
 
 
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная), специальность, направление подготовки, профессия, наименование предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом
Основы композиции, проектирование, художественное пластическое моделирование, исполнительское мастерство, физическая культура
Должность по штатному расписанию
преподаватель
Какое образовательное учреждение окончил, специальность (направление подготовки) по документу об образовании
Богородское художественно – промышленное училище
Ученая степень, ученое (почетное) звание, квалифика- ционная категория
Член Творческого Союза Художников России, Членский билет №8172
Стаж педагогической (научно-педагогической) работы
2,6
В том числе педагогической работы
2,6
По указанному предмету, дисциплине, (модулю)
2,6
Основное место работы
Богородский филиал ВШНИ
Условия привлечения к педагогической деятельности (штатный работник, внутренний совместитель, внешний совместитель, иное)
Штатный
 
 
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная), специальность, направление подготовки, профессия, наименование предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом
Исполнительское мастерство, проектирование, художественное пластическое моделирование, совершенствование мастерства
Должность по штатному расписанию
преподаватель
Какое образовательное учреждение окончил, специальность (направление подготовки) по документу об образовании
Богородская профтехшкола Резчик по дереву
Ученая степень, ученое (почетное) звание, квалифика- ционная категория
Высшая кв. категория Народный мастер России Член СХ
Стаж педагогической (научно-педагогической) работы
24
В том числе педагогической работы
24
По указанному предмету, дисциплине, (модулю)
24
Основное место работы
Богородский филиал ВШНИ
Условия привлечения к педагогической деятельности (штатный работник, внутренний совместитель, внешний совместитель, иное)
Штатный
 
 
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная), специальность, направление подготовки, профессия, наименование предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом
Должность по штатному расписанию
преподаватель
Какое образовательное учреждение окончил, специальность (направление подготовки) по документу об образовании
Московский государст гуманитарный университет им.М.А.Шолохова
Дизайн
Ученая степень, ученое (почетное) звание, квалифика- ционная категория
Союз художников России Членский билет № 16678
Стаж педагогической (научно-педагогической) работы
7,9
В том числе педагогической работы
7,9
По указанному предмету, дисциплине, (модулю)
2,5
Основное место работы
Богородский филиал ВШНИ
Условия привлечения к педагогической деятельности (штатный работник, внутренний совместитель, внешний совместитель, иное)
Штатный
 
 
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная), специальность, направление подготовки, профессия, наименование предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом
Естествознание, основы безопасности жизнедеятельности, безопасность жизнедеятельности, основы психологии и педагогики
Должность по штатному расписанию
преподаватель
Какое образовательное учреждение окончил, специальность (направление подготовки) по документу об образовании
Павлодарский педагогический институт
Биология
Ученая степень, ученое (почетное) звание, квалифика- ционная категория
-----
Стаж педагогической (научно-педагогической) работы
47
В том числе педагогической работы
47
По указанному предмету, дисциплине, (модулю)
27
Основное место работы
Богородский филиал ВШНИ
Условия привлечения к педагогической деятельности (штатный работник, внутренний совместитель, внешний совместитель, иное)
Почасовая оплата труда
 
 
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная), специальность, направление подготовки, профессия, наименование предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом
Перспектива, цветоведение, живопись, технология исполнения лепных изделий
Должность по штатному расписанию
преподаватель
Какое образовательное учреждение окончил, специальность (направление подготовки) по документу об образовании
Московский государст гуманитарный университет им.М.А.Шолохова
Дизайн
Ученая степень, ученое (почетное) звание, квалифика- ционная категория
-----
Стаж педагогической (научно-педагогической) работы
4
В том числе педагогической работы
4
По указанному предмету, дисциплине, (модулю)
4
Основное место работы
Богородский филиал ВШНИ
Условия привлечения к педагогической деятельности (штатный работник, внутренний совместитель, внешний совместитель, иное)
Штатный
 
 
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная), специальность, направление подготовки, профессия, наименование предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом
Математика и информатика, информационные технологии в профессиональной деятельности
Должность по штатному расписанию
преподаватель
Какое образовательное учреждение окончил, специальность (направление подготовки) по документу об образовании
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный областной гуманитарный институт
Физика и математика
Ученая степень, ученое (почетное) звание, квалифика- ционная категория
-----
Стаж педагогической (научно-педагогической) работы
3
В том числе педагогической работы
3
По указанному предмету, дисциплине, (модулю)
3
Основное место работы
МБОУ СОШ № 11
Условия привлечения к педагогической деятельности (штатный работник, внутренний совместитель, внешний совместитель, иное)
Почасовая оплата труда
 
 
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная), специальность, направление подготовки, профессия, наименование предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом
Проектирование, исполнительское мастерство
Должность по штатному расписанию
преподаватель
Какое образовательное учреждение окончил, специальность (направление подготовки) по документу об образовании
Российский художественно- технологический колледж игрушки Художественное проектирование и оформление игрушки
Ученая степень, ученое (почетное) звание, квалифика- ционная категория
-----
Стаж педагогической (научно-педагогической) работы
10
В том числе педагогической работы
0,6
По указанному предмету, дисциплине, (модулю)
0,6
Основное место работы
Условия привлечения к педагогической деятельности (штатный работник, внутренний совместитель, внешний совместитель, иное)
Почасовая оплата труда
 
 
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная), специальность, направление подготовки, профессия, наименование предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом
История, основы философия, русский язык и культура речи, история мировой культуры, обществоведение, география, русский язык, литература, правовые основы профессиональной деятельности, история художественной резьбы по дереву
Должность по штатному расписанию
преподаватель
Какое образовательное учреждение окончил, специальность (направление подготовки) по документу об образовании
Ивановский государственный университет
Русский язык и литература
Ученая степень, ученое (почетное) звание, квалифика- ционная категория
-----
Стаж педагогической (научно-педагогической) работы
30
В том числе педагогической работы
25
По указанному предмету, дисциплине, (модулю)
25
Основное место работы
Богородский филиал ВШНИ
Условия привлечения к педагогической деятельности (штатный работник, внутренний совместитель, внешний совместитель, иное)
Штатный
 
 
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная), специальность, направление подготовки, профессия, наименование предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом
Иностранный язык (английский)
Должность по штатному расписанию
преподаватель
Какое образовательное учреждение окончил, специальность (направление подготовки) по документу об образовании
Московский ордена Трудового Красного Знамени гидромелиоративный институт
Ученая степень, ученое (почетное) звание, квалифика- ционная категория
-----
Стаж педагогической (научно-педагогической) работы
9,10
В том числе педагогической работы
9,10
По указанному предмету, дисциплине, (модулю)
9,10
Основное место работы
Богородский филиал ВШНИ
Условия привлечения к педагогической деятельности (штатный работник, внутренний совместитель, внешний совместитель, иное)
Почасовая оплата труда
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 
 

 
 

ИСТОРИЯ БОГОРОДСКОГО ПРОМЫСЛА

«Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. В XV веке селом владел известный московский боярин М.Б. Плещеев, после смерти которого, село вместе с крестьянами перешло по наследству его старшему сыну Андрею, а затем внуку Федору. С 1595 года село Богородское становится собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно крестьяне заложили в XVI-XVII веках основы резьбы по дереву, прославившей Богородское – нынешнюю «столицу игрушечного царства», на весь мир. Рассказывают, что первые игрушки из дерева стал резать основатель монастыря, Сергий Радонежский, одаривавший ими приходивших к нему крестьянских детей.
Другая история Богородской игрушки, также начинается с легенды.
Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.
Но это всего лишь легенда. На самом деле дату основания промысла определить достаточно сложно.
По свидетельству специалистов, самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла, имеющиеся в музейных собраниях нашей страны датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII – XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII – началуXIX веков. На первоначальном этапе своего развития Богородское представляло собой типичное крестьянское производство. Деревянные резные изделия выполнялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны. В остальное время основная часть населения занималась крестьянским трудом. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков
Местные мастера вырезали из дерева фигурки людей и животных. Нередко такие фигурки имели символическое значение. Медведь, персонаж многих народных сказок, по языческим верованиям, был символом могущества. Козёл олицетворял добрую силу, покровительствовал урожаю. Баран и корова символизировали плодородие, олень — изобилие, удачный брак. Первые фигурки людей, животных и птиц были одинарными и, по обыкновению, неокрашенными. Красоту наводили узорной резьбой. Со второй половины XIX века резчики начали делать скульптурные группы из нескольких фигур на общем основании: «Крестьянское хозяйство», «Тройка», «Кавалерия», «Чаепитие» и др. Символом промысла стали «Мужик и Медведь» в различных сюжетных постановках.

В 1911 году местные жители решили организовать учебные мастерские. В 1913 году Главным управлением земледелия и землеустройства была создана Учебно-показательная мастерская с инструкторским классом по резному делу, а в 1914 году на базе этой мастерской была открыта земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе. Но ни один из детей богородских резчиков в эту школу не попал. Мотив отказа – недостаточная общеобразовательная подготовка детей, да и сами кустари не спешили отдавать детей в эту школу, так как традиционно в Богородском учили резьбе с малых лет в семье. Начиная лет с 7-8 дети уже участвовали в общем процессе резьбы. Методику учебного процесса впервые придумал и ввёл в школу мастер Андрей Яковлевич Чушкин. Детей учили рисованию, технологии деревообработки и резьбы по дереву.

Земские деятели сохраняли традиции промысла в их понимании, согласно с веянием времени. Этот период был полноправным и закономерным этапом в развитии не только богородского промысла, но и всего народного искусства. Некоторые характерные его особенности сохранялись на промыслах вплоть до середины 1920-х годов. Тогда же мастеровые люди основали артель — маленькое совместное производство, где сообща решали задачи приобретения материала, улучшения качества инструмента, сбыта продукции и т. д. Создателями артели считаются А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Предприятие так и назвали: «Кустарно-игрушечная артель». В её состав вошли 19 талантливых резчиков. Работали по уставу, утверждённому владимирским генерал-губернатором И. Н. Сазоновым.

В 1914 году при Учебно-показательной мастерской появилось общежитие на 10 учеников, находившихся на полном казённом пансионе. В 1922 году мастерскую переименовали в Профтехшколу, которая с 1990 года стала Богородским художественно-промышленным училищем. Артель в 1923 году получила название «Богородский резчик». С 1961 года это уже Богородская фабрика художественной резьбы. В 1993-м фабрике возвращается название «Богородский резчик». В летопись промысла вписаны многие поколения славных мастеров-резчиков: Бобловкиных, Барашковых, Барденковых, Ерошкиных, Зининых, Пучковых, Стуловых, Устратовых, Чушкиных, Шишкиных и др. Эти фамилии — воплощение блестящего исполнительского мастерства и творческой мысли.

Динамичные, выразительные, смешные

Богородские игрушки добрые, забавные, поучительные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку-дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик – главные герои богородского промысла — бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. По этому же принципу сделана игрушка «Солдатики на разводе». Раздвигаешь деревянные планки — солдатики расходятся в стороны, сдвигаешь планки – сходятся в стройные шеренги. Щелкунчик разгрызает лесные орешки от прикосновения к рычагу за его спиной. «Куры на кругу» клюют зёрнышки благодаря раскручивающемуся шарику-балансу. А есть игрушки, работающие на пружинном механизме, спрятанном в брусочке-тумбочке. При нажатии на кнопку, связанную с пружинкой, фигуры начинают двигаться. Медведица качает колыбельку, стирает бельё, может даже гладить утюгом. Для оживления жанровых сцен резчики вводят в композицию изображения деревьев с колеблющимися листочками, укреплёнными на тонких проволочных пружинках.

Качать и кружить, тянуть и толкать, раздвигать и сдвигать — эти универсальные элементы подвижных механических игрушек служат развитию сноровки у детей, развивают мелкую моторику пальцев. Для малышей такие забавы — самые лучшие.

Как стать игрушечных дел мастером

Освоить технику резьбы и получить профессию художника-мастера уникального русского народного промысла можно в Богородском художественно-промышленном техникуме. Вступительные экзамены для абитуриентов на базе 9—11-го классов проходят ежегодно в августе. Студенты за период обучения (четыре неполных года) овладевают академическим рисунком, скульптурой, живописью, проектной графикой. Преподаватели развивают в учениках наблюдательность, творческую инициативу и прилагают немало сил, чтобы студенты могли участвовать в различных конкурсах и выставках. Ежегодно работы учащихся выставляются на Московской ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья», в «Городе мастеров» на ВВЦ, на Всероссийской выставке «Молодые дарования России» и нередко занимают призовые места. За 95 лет существования Богородское художественно-промышленное училище выпустило из своих стен сотни резчиков, многие стали художниками высокого класса. Музей образцов и дипломных работ выпускников училища дополняет огромную коллекцию экспонатов музея фабрики «Богородский резчик». Оба собрания хранят историю и наследие богородского промысла.

Изделия богородских мастеров экспонируются в Государственном историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Музее игрушки и Историко-художественном государственном музее-заповеднике Сергиева Посада и во многих других культурных центрах страны. Известны они и за рубежом. Богородские игрушки и скульптуры были широко представлены этой осенью на выставке в Строгановском дворце, одном из филиалов Русского музея (Санкт-Петербург).